Сплав по Наатамайоки (Финляндия, Норвегия). Отчёт.

Наатамайоки Водные походы

Идеей этого похода мы загорелись давно. Делали попытки. Но что-то не срасталось – то маловато информации, то группа слабовата.
В 2014 стало получаться. Народ подобрался надежный и знакомый.  И что удивительно — первый раз за много лет количество мужчин превысило количество женщин. Это вселяло оптимизм.

В нужные сроки оформили визы (оформляли групповой заявкой для совершения путешествия – очень удобный и дешевый способ). Купили билеты. Поколдовали с раскладкой: в Финляндию много чего нельзя ввозить, отладили двигатели и поехали…

В поезде ехало 17 человек: сплоченные семьи Игоря и Михаила, отважные мамы Татьяна и Мирослава, заботливые папы Андрей и Вадим и обстоятельный Сергей и наши опытнейшие инструктора. Ну и конечно наши замечательные дети дружной компанией: Матвей, Алиса, Ульяна, Паша, Пахом, Арина. И где-то параллельно двигалось семейство Козыревых (Михалыч, Марина, Михалыч младший, их замечательный пес и куча общественных шмоток: катамараны двигатели, кухня …). И того нас было двадцать.

Визы у большинства были оформлены с 20 июля, и мы хотели выехать из Мурманска в ночь, благо они белые.

Но оказалось, что наш таможенный пост «Лотто» работает только днем. Пришлось  задержаться в Мурманске. Ни капельки не пожалели. Мы получили почти сутки для знакомства с суровым, но таким солнечным и пахнущем сиренью в июле Мурманском.  Передышка в гостинице «Моряк» была очень кстати. Мы смогли отмыться-отстираться после поезда и морально подготовиться к дальнейшему путешествию. Впервые проявили себя неутомимые Игорь и Вадим, организовав нам отличную экскурсию по городу. Мы успели посетить порт и знаменитого Алёшу, попали на ледокол «Ленин», ну и конечно не пропустили  местные магазины и кафе. Вообщем, Мурманск остался в нашей памяти солнечным, теплым портовым городом, украшенным цветущими сиренью и рябиной.

А дальше была весьма утомительная дорога в Финляндию на озеро — Ииярви к месту нашего стапеля. Ехали мы на 2 микроавтобусах. Дети, да и многие взрослые оказались в этих местах впервые и не переставали удивляться северной природе за окном.  Она радовала нас красивыми лесами, сказочными озерами, оленями и зайцами, и прочей живностью. А когда надоедало просто смотреть в окно, подключались неутомимые выдумщики Миша и Света и у детей сразу появлялась новая игра.

Пограничный контроль проходили достаточно легко. Никто ничего не проверял. Поэтому тушенка, сгущенка, сухое молоко и кое-что из контрабанды участников проехало в Евросоюз беспрепятственно.

В единственном на пути небольшом городишке Ивари разжились свежим хлебом, кое-какими овощами и сыром.

Долгая, местами путанная дорога вывела нас к огромному озеру – месту нашего стапеля. И начался наш походный быт. Палаточный лагерь, готовка на костре и сбор катамаранов. И все это в солнечную и теплую погоду. Не удержались. Достали купальники и открыли купальный сезон в Заполярье. Надо заметить – вода теплая. Растительность изменилась. Вместо сосен корявые березки не больше двух человеческих роста. Надо заметить, что несмотря на северное направление реки сосны появятся но только у озера Опускаярви (приблизительно половина маршрута).

На стапеле прозвенел первый звоночек. Приехавшие на рыбалку финны удивленно взирали на наши маломерные суда, на ватагу детишек от 4 до 15 и не понимали, как мы собираемся сплавляться такой компанией по реке с 3 (5) водопадами!!! Именно тогда наши инструктора впервые напряглись, а по силам ли нам, но об этом мы узнали только в поезде по дороге в Москву. Да еще добавили местные спортсмены. Якобы последние два года воды в реке нет, и на катамаранах нам ничего не светит. Фины сплавляются на каноэ.

Достаточно быстро собрав катамараны, мы тронулись в путь. Три связанных катамарана и два движка сделали наше передвижение по 25-ти км озеру даже комфортным. И не смотря на 2-х часовой шквальный дождь (сделали перекус и отсиделись под тентами) к вечеру были почти в конце озера.

А потом началась река с перекатами и порогами и северная погода.  Первое серьезное препятствие ждало нас на 2-ой день.

Порог с водопадом. Путешествующие параллельно с нами финны легко подняли свое суденышко и обнесли препятствие. Нам такой маневр был не под силу. Осмотр всех рукавов показал, что дорога у нас одна – вслед за финнами. Наши капитаны долго обдумывали, как быть. А оставшиеся участники похода разгрузили каты и занялись обедом J Детишки с удовольствием носились по берегу и камням, отлавливая лягушек, ну и конечно проваливаясь по колено в воду, чем приводили в особый восторг своих родителей.

Через водопад каты проводили с берега. А оставшуюся часть порога было решено идти с людьми. И тут критерием отбора в экипаж стало даже не мастерство, а наличие спецодежды, позволявшей прыгать в весьма прохладную воду и, шагая по острым и скользким камням, перетаскивать катамаран по камням. Все желающие взрослые развлеклись перегоняя катамараны в пороге, а дети участливо ждали родителей на берегу, поглощая борщ и козинаки.

Это первое препятствие подтвердило слова финнов о низкой воде на реке и водопадах. Оно заставило всерьез задуматься наших лоцманов. А мы счастливые, довольные и весьма беззаботные продолжили путь по реке.

Дальше был сплав единым экипажем под моторами и отдельными катамаранами на веслах. Рыбалка и первые хариусы и щуки, грибы.
Надо заметить, что выбранные сроки аукнулись нам двояко. С одной стороны, весь поход была достаточно теплая и сухая погода для Заполярья. С другой стороны, практически не было ягод и грибов, что весьма опечалило нас. С насекомыми, кстати, тоже было весьма сносно. Были конечно и те, кому от них досталось, но многие их просто не заметили, и пузырькам с репеллентами суждено было вернуться в Москву.

Не добрую шутку сыграли с нами белые ночи. Солнце садилось всего на несколько минут, и всегда было светло.  Детей было весьма непросто уложить спать, а потом поднять утром. Усталость начала косить наши ряды. И Евгений Борисович на третий день устроил нам дневку.

Отдохнули мы хорошо, правда блинчики, которыми порадовала нас Татьяна,  пришлось есть без ягод. Вадиму, Сергею и Игорю ценой титанических усилий удалось сделать для нас баню. Попариться толком  правда не получилось, но погреться и помыться удалось всем желающим. Пока топили баню, Вадим с Матвеем устроили концерт в духе народов Севера J На дневке нам удалось насладиться песнями у костра в исполнении Михал Михалыча.

Отдохнувшие и разомлевшие на дневке мы двинулись в дальнейший путь. И тут капризная река показала свой характер сполна. Уровень воды был очень низкий, проходить пороги, превратившиеся в перекаты, было непросто. То там, то тут приходилось стаскивать катамаран с камней, купаясь в весьма прохладных водах Наатамайоки. В выигрышном положении оказались те, кто запасся неопреновыми одеждами. Им купаться было несколько приятней.

В сложных походных условиях люди проявляют себя по-настоящему. И мы в очередной раз убедились в этом, когда оказались на катамаране в составе Евгений Борисович и много женщин с детьми. Спасать нас – снимать с камней в порогах-перекатам кидались наши отважные мужчины с веслами наперевес. Не отставали от них и застегнутые в неопрен Настя и Аринка, за что им отдельное спасибо. Вообщем, скучно нам точно не было.

Дальше пошло соревнование с рекой кто кого. Приходилось все чаще не грести, а таскать катамараны. Таскать, бредя по щиколотку в воде. Таскать, обнося серию порогов. Одни из самых интересных порогов 3-5 к.с по всей реке пришлось обносить. Вода для наших четверок была абсолютно непригодна для сплава).

Как верно заметил в конце похода Евгений Борисович, при меньшем соотношении мужчин и женщин, с маршрута пришлось бы просто сниматься. Так еще раз отдельное спасибо вам, наши замечательные мужчины. Женщины менее многочисленные не уступали мужчинам в подвигах: кто-то таскал, кто-то заботился о том, чтобы уставших мужчин всегда ждали сытный обед/ужин/чай. Света лечила всех, и аптечка перекочевала к ней в палатку.

Благодаря своей сплоченности мы победили капризную Наатамайоки. И подбирались к границе с Норвегией. Все ближе казалась цивилизация. Все чащи появлялись домики для рыбаков, оборудованные стоянки для обеда с запасом дров.
Сама граница была отмечена …столбом с надписью Suomi Finland. После фотосессии с ним продолжили свой путь. Еще раньше у большого деревянного моста увековечили свое присутствие в журнале туристов.

Непредсказуемость реки и портящаяся погода вынудили нас сократить дневку до полудневки.

После очередного обноса порога встали на стоянку отмечать Аришкин день рождения. Блинный торт поднял настроение всем, а песчаный пляж отдельно и нашим детям. Они с удовольствием провозились в песке всю нашу полудневку, отстраивая свои города.

Финиш был все ближе, и мы рвали к нему изо всех сил. Река снова стала набирать глубину, в ход пошел мотор, но такое удобство было компенсировано сырой прохладной погодой. Все устали. И воодушевленно рассматривали домики по берегам в ожидании того самого кемпинга, куда за нами должны были приехать наши микроавтобусы.

И вот паромная переправа, а за ней и наш приют. Вперед отправили все тех же переговорщиков – Вадима и Игоря. В итоге за весьма небольшие деньги (по сравнению с остальными ценами в Норвегии) в нашем распоряжении был домик для женщин и детей, а также 2 места под палатки, на которых мы поставили свои 6.

Своим присутствием мы заполонили весь кемпинг.

Наши люди были везде: в кафе, в душевых, у очага – места приготовления и приема пищи, на детской площадке. И конечно в юрте, или как ее еще называли, яранге.

Но в «стенах» кемпинга нам скоро стало тесно и, разобрав катамараны, вдоволь намывшись и достав из недр рюкзака кое-какие чистые вещи, мы двинулись покорять окрестности и Нейден.

Окрестности впечатлили нас больше. Отличные обзорные виды на реку, скальные выходы и потрясающий водопад у самого Нейдена отлично скрасили дорогу в 8 км взрослым и детям. Смотреть в Нейдене было нечего, кроме православной часовни Св. Георгия (XVI век).
Поэтому отобедав олениной и накормив детей сосисками и картофелем фри, мы двинулись в обратный путь на такси.

Вечером решено было устроить прощальные посиделки, для чего пришлось скататься в ближайший магазин – в Финляндию J Выбора там особенно не было, пришлось довольствоваться малым. Но это не помешало детишкам устроить пикничок с лимонадом и жарком Машлелоу, а взрослым посиделки в юрте с гитарой почти до утра. Пришли к нам в юрты и финны, как настоящие Йоулупукки с подарочками. И наш Михал Михалыч, главный музыкант, стал обладателем талисмана из когтей и клыков медведей.

Все хорошее когда-нибудь кончается, пришлось и нам загрузиться ранним утром в микроавтобусы и двинуться в сторону дома. Но в культурной программе у нас было еще посещение Киркенеса. Угадайте, кто был инициаторами?

Дорога до города пролетела быстро. А потом мы посетили торговый центр, запаслись магазинной едой и гуляли в этом чудном норвежско-русском городке. К котором, к тому же был праздник. Размявшись и просветившись, мы двинулись дальше к границе. Там нас ждало отдельное приключение.

Нас благополучно выпустили из Норвегии. А вот впускать в Россию нашу собаку с прекрасным именем Лучана на захотели без осмотра ветеринара…И пришлось некоторым членам нашей команды снова вернуться в Норвегию, а остальным провести не один час в волнениях и ожиданиях. Так что, путешествуя со своими любимцами по Европе, будьте внимательны и бдительны.

Все закончилось хорошо. Мы попали в Мурманск, проехав суровые индустриальные ландшафты севера области, успели в магазин и спокойно погрузились в поезд, который понес нас домой.

В поезде мы таки отведали ягод, которые не достались нам в Финляндии и Норвегии, копченой рыбы (куда же без нее) и поделили гусей.
Не оставляет надежда, что мы все таки соберемся нашей дружной компанией на гусятнике и сможем еще раз, просматривая фото, пережить такое необычное приключения этого лета. Наш сплав по капризной Наатамайоки.